«Евгений Онегин» — одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе мне наиболее близок образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать то, чего не видят другие, влечет к ней. Именно тонкий внутренний мир делает Татьяну особенной, неповторимой. Пушкин не дает четкого описания внешнего облика героини, но зато раскрывает нам ее духовный мир:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива...
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Душа Татьяны тесно связана с природой. Пейзажи, на фоне которых развиваются события, созвучны чувствам героини, прекрасно выражают то, что трудно сказать словами. Татьяна — романтичная натура. Она увлечена романами, заменяющими ей человеческое общение, дающими пищу для ее ума и воображения; представление о жизни у Татьяны складывается также под влиянием романов. Для себя она уже придумала своего героя, свой идеал. Он наделен чертами Вольмара, Вертера, Грандисона. Он (как и сама Татьяна) неповторим, своеобразен, благороден. Когда пришла пора любви, этот идеал девушка увидела в Онегине.
Постепенно она распознает его истинную сущность. Он не романтический герой, а скептик, реалист, не способный к любви. Но Татьяне не нужна правда — ей нужна любовь.
Дуэль перевернула жизнь всех героев романа. Евгений, Ольга покидают деревню. Остается глубокий след и в душе Татьяны, меняется ее характер и судьба, однако любовь не угасла — она жива, но теперь Татьяна понимает, что жить одними чувствами нельзя, не всегда их надо проявлять открыто. Татьяна по настоянию матери едет в Москву, где ее уговаривают выйти замуж за генерала. И Татьяна из романтической девочки превращается в безупречную, изысканную «законодательницу зал». Ее гордость, благородство, утонченный вкус — подлинны. А неприступность, равнодушие и беспечность — это маска, которую вынуждена носить Татьяна под давлением суровых законов света. И, несмотря на все, ее чувства живут, наполняют сердце, но они спрятаны, заперты. А в душе она остается прежней Таней. Ее сердце рвется назад: в старый дом, в поля, леса, в мир, где она жила, не скрывая своих чувств, где ей не нужна была маска. Но даже в этом светском окружении она до конца не может скрыть своих чувств к Онегину:
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
И все же, несмотря на всю глубину своих чувств, когда ей «внятно все», когда она разделяет любовь Онегина, Татьяна отказывает Онегину. Она предпочитает долг чувству.
Почему мне нравится Татьяна? В ней есть неодолимая потребность чувствовать, любить, которая встречается теперь все реже и реже.