Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы
   Сочинения   /   Замятин Е.И.   /   Мы
Другие материалы по творчеству Замятин Е.И.

Современная авторская песня. Этим названием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В автор­ской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 50-х годов XX века, к време­ни, которое сегодня принято назы­вать «хрущевской оттепелью». Тогда центром авторской или, как называ­ли ее сами создатели, самодеятель­ной песни стал Московский государ­ственный педагогический институт, в котором одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Яку­шева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор — цент­ральная фигура авторской песни то­го времени.

Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-ис­полнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов немало об­щих мотивов. Их роднит схожесть ли­рического героя их произведений: это романтик, мечтатель, бродяга с рюк­заком и гитарой — геолог, турист или строитель новых городов. Он прези­рает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии. Его мир — это горы, тайга, нехоженые пространства.

Тогда же, в конце 50-х годов XX ве­ка, в поэзию приходит автор-испол­нитель, а впоследствии крупный про­заик и поэт Булат Окуджава. Мир его лирики несколько иной — его герой также уходит от унылой картины со­временной жизни, но не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизиро­ванное прошлое:

Былое нельзя воротить, и печалиться

не о чем,

У каждой эпохи свои подрастают леса...

А все-таки жаль, что нельзя

с   Александром    Сергеичем

Поужинать в «Яр» заскочить хоть

на четверть часа. Предметом этой романтизации мо­гут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало века, чьи герои — «господа юнкера», оставши­еся на полях сражений первой миро­вой; и времена гражданской войны с их героиней — «комсомольской бо­гиней».

Примерно тогда же, а точнее, как вспоминают друзья, осенью 1961 го­да стали создаваться и первые сти­хотворения-песни Владимира Вы­соцкого, безусловно, самого яркого представителя авторской песни. В поэзии В. Высоцкого, в самой его че­ловеческой и творческой судьбе нео­бычайно точно отразился век, время, в которое жил художник. Судьба его была в чем-то драматичной и в чем-то очень счастливой. Он не дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смерти авто­ра и сразу же стали литературным событием на долгие годы. Но уже при жизни поэт узнал подлинную славу: его голос был услышан, его песни пели и слушали люди самых различных литературных и музы­кальных вкусов. В каком-то смысле В. Высоцкий был едва ли не единст­венным поэтом, который объединил такой широкий круг читателей — от людей, не знающих наизусть ни од­ной поэтической строки, до специа­листов-гуманитариев. Очень точное определение творчеству В. Высоц­кого дал А. Вознесенский: «шансо­нье всея Руси».

Сегодня все его произведения, включая прозу, изданы. Миновал и тот ажиотаж вокруг его поэзии, кото­рый поднялся сразу после его гибе­ли, но стихи поэта продолжают жить. Сегодня о В. Высоцком написано бесконечно много воспоминаний, исследований, статей. Все яснее ви­дится, какого масштаба это был ху­дожник.

Творческое наследие В. Высоцкого необычайно обширно, песен он со­здал тысячи. Темы их, кажется, все­охватны, героям его произведений тоже нет числа. В становлении твор­ческой индивидуальности поэта не­ последнюю роль сыграло то, что он был человеком театра. Вот и в сти­хах он часто театрален, они порой приближаются к маленькому спектак­лю или монологу из спектакля. В сво­ей игре Высоцкий был очень убедите­лен, поэтому Владимира Семеновича, как он сам вспоминал, часто спраши­вали: не работал ли он шофером, не летал ли, не сидел ли? Так же мож­но было бы, не зная года его рожде­ния — 1938, — спросить: не воевал ли он? Нет, не воевал, но написал много песен о войне, и всегда в них чувство­вался какой-то неожиданный, особый поворот военной темы. Главный инте­рес поэт проявлял к человеческим чувствам. Так, в песне «Он не вернул­ся из боя» смерть обрывает диалог двух друзей на полуфразе: «...А в от­вет — тишина».

В любом песенном сюжете В. Вы­соцкому    важно    показать    прежде всего  мир личности,  человеческий характер.  Раскрывается человек от­четливее всего в экстремальных си­туациях — поэтому они часто возни­кают в произведениях поэта. Это ка­сается и большого спорта, и случаев из жизни людей  необычных,   муже­ственных профессий,  например шо­феров  дальних   рейсов   на   севере. Сам  поэт декларировал  свое  отно­шение   к  этой   теме   в   популярной в 60-е годы «Песне о друге» («Если друг оказался вдруг...»):

Парня в горы тяни — рискни!

Не   бросай   одного   его:

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь,   кто такой.

 Немало песен  В. Высоцкого напи­сано в сатирическом жанре. Предме­том   насмешки   выступали   явления самого разного рода — в стихах по­эта целая  галерея сатирических ти­пов    застойного    времени.    Сатира В. Высоцкого чаще всего двойствен­на: он смеется над своими персона­жами   и   одновременно  сочувствует им, как, например, в песне «Смотри­ны».   Здесь   дана   мрачная   картина разгула,   когда  люди  «все  хорошее в  себе  до истребили»,   —   и   вместе с тем пронзительной жалостью зву­чащие слова:

А дома   баба  на   сносях,

Гусей     некормленых    косяк,

Да дело даже  не  в  гусях,

А   все   неладно.

Эта же двойственность и присуща известной песне «Диалогу телевизо­ра» (второе название «Диалог в цир­ке»). Разговор Зины и Вани не просто смешон, за репликой героя «Домой придешь — там ты сидишь» — ощу­щение безысходности, замкнутого жизненного круга. Стихотворения-песни В. Высоцкого чрезвычайно не­однородны по жанру. У него есть баллады, песни-размышления, пес­ни-диалоги.

Особое место среди произведе­ний поэта занимают песни-притчи, построенные на аллегории. Так, песня «Охота на волков» написана не столько о звере, сколько о чело­веке, воспитанном в системе за­претов и впитавшем их в плоть и кровь:

Оградив     нам    свободу    флажками,

Бьют   уверенно,       наверняка...

Наши ноги и челюсти быстры —

Почему же,   вожак,  дай ответ —

Мы    затравленно     мчимся

на   выстрел

И не  пробуем   —   через запрет?!

Такой же философский подтекст можно обнаружить и в других, на первый взгляд просто забавных и шуточных, песнях В. Высоцкого. На­пример, в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука — а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный: так уж у аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, это читатель-слуша­тель угадывал легко. А в песне, ко­торая и названа «Притча о Правде и Лжи», — непростые размышления автора о вечных истоках, выражен­ные через аллегории, которые вос­ходят к традициям устного народ­ного творчества и древнерусской литературы.

Творчество поэтов — авторов и ис­полнителей своих песен, таких, как барды «первого призыва» Б. Окуджа­ва, В. Высоцкий, А. Галич, стало од­ной из самых ярких страниц русской поэзии последних десятилетий. В по­следующие годы в авторской песне появилось немало иных имен: А. Макаревич, Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук. Но это уже иное художе­ственное явление.

Печать Просмотров: 35205