«Преступление и наказание» - идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой «избранные» «право имеют» распоряжаться жизнями «тварей дрожащих». «Двойники» Раскольникова - Лужин и Свидригайлов - действуют по этому принципу, не задумываясь. Бесчеловечная идея приводит героя к разладу с людьми и с самим собой.
Петербургский пейзаж - не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на жизнь горожан, их умонастроения, их душу. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова: он душит героя, не дает ему дышать, жить. Петербург враждебен человеку, толкает его на преступления. Важную роль играют символы: образ замученной лошадки из сна Раскольникова перекликается с образом Катерины Ивановны, «надорвавшейся клячи», с собирательным образом «униженных и оскорбленных». Потрясающие картины нищеты и страданий проникнуты болью за человека. В этом одна из сторон гуманистического пафоса романа. В образе Сони Мармеладовой воплощен идеал Достоевского, христианские ценности. Соня дает Раскольникову раскаяние, веру, надежду на возрождение.