Тамбов. Иван Присыпкин когда-то был рабочим и активным партийцем. Но в период нэпа Присыпкин решил, что пришло время и гму отдохнуть «у тихой речки». Для благозвучия он переименовал себя в Пьера Скрипкина. Объект его обожания — Эльзевира Давидовна Ренессанс. Она дочь парикмахера. Сама работает кассиршей и маникюршей. Пьер Скрипкин очень подружился со своей будущей тещей Розалией Павловной. И как тут не подружиться, когда она хочет иметь зятя, ко торый обладает профсоюзным билетом. Это дает право Пьеру и Розалии покупать на площади перед универмагом все необходимое для будущей семейной жизни. Хотя вещи покупаются абсолютно бесполезные: завод ные игрушки, лифчик, который герой принял за чепчики для возмож ной будущей двойни...
Чтобы организовать свадьбу, Пьер Скрипкин приглашает Олега Баяна, который, кстати, раньше имел фамилию Бочкин. Сговорились довольно недорого — пятнадцать рублей и бутылка водки. Зрелище обещает быть возвышенным и изящным.
Разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина. Когда-то эта работница была возлюбленной Присыпкина. Для Зои это совершенно неожиданно. Она начинает спрашивать Присыпкина, что это значит, на что жених отвечает, что любит другую. Зоя совсем не ожидала такого оборота.
Когда о женитьбе Присыпкина узнают обитатели рабочего общежития, начинают горячо обсуждать это. Многие осуждают эту пару. Но некоторые даже поддерживают.
Тем временем Баян работает над тем, чтобы Скрипкин пристойно выглядел на своей свадьбе. Для этого жениха обучают танцевать фокстрот. Да еще и тому, как незаметно почесаться во время танца. Множество «полезных» советов дает учитель своему подопечному: не надевать двух галстуков одновременно, не носить навыпуск крахмальную рубаху...
Но не у всех героев все так хорошо складывается. Застрелилась Зоя Березкина.
Но свадьба все же состоялась. Пьер Скрипкин и Эльзевира Ренессанс принимают поздравления. Олег Баян произносит торжественную речь, а после начинает играть на рояле. Все гости довольны: есть что выпить и поесть. Шафер постоянно пытается защитить достоинство Эльзевиры, поэтому в зале вспыхивают ссора за ссорой. В конце концов начинается драка. В этой суматохе опрокидывается печь и вспыхивает пожар. Когда пожарным наконец-то удается подсчитать людей, то оказывается, что все, кроме одного человека, погибли в огне.
С того времени прошло пятьдесят лет. Работа продолжается. Бригада роет траншею для фундамента и на глубине семи метров обнаруживает замороженную человеческую фигуру. Ее отправляют в институт человеческих воскрешений. Там решают, что этот человек когда-то был рабочим — это определили по мозолям на руках. Путем голосования принимают решение, что этого человека следует воскресить. Кто же этот человек? Присыпкин!
Воскрешает его известный профессор, а ассистирует ему Зоя Березкина. Когда-то пятьдесят лет назад у нее не получилось расстаться с жизнью. Когда Присыпкин просыпается, то видит размороженного вместе с ним клопа. Он тихонько переползает на стену. Когда Иван узнает, что попал в 1979 год, падает в обморок.
Присыпкину тяжело адаптироваться к условиям жизни в этом году. Поэтому врачи назначают ему лечение пивом. Все рабочие медицинской лаборатории, которые успели испробовать это лекарство, попадают в больницу.
Присыпкин тем временем поет под гитару романсы. И все, кто слышал его исполнение, теперь страдают «влюбленностью». Вместо того чтобы работать, люди начинают танцевать, бормотать под нос стихи, вздыхать и охать.
А несчастному клопу в это время не дает покоя директор зоологического сада. Его обязательно нужно поймать — редчайший экземпляр вымершего насекомого.
Присыпкину плохо в больнице. Он просит опохмелиться. Чтобы развеять скуку героя, Зоя Березкина приносит ему несколько книг. Но Присыпкину эти книги не нравятся, они не душевные, а все больше научные и документальные.
Когда Присыпкин узнает, что клоп, с которым он был разморожен, находится в зоосаду, отправляется туда. Для питания клопа нужен «донор».
Немного позже в зоологическом саду собирается толпа людей: зрители, музыканты, корреспонденты, дети, старики и старухи. В самом центре стоит огромная клетка, завешенная портьерами. Директор зоосада разговаривает с профессором, который разморозил Присыпкина. Директор говорит ему, что профессор ошибся в определении особи, которую разморозил. По его мнению, Присыпкин не является «гомо сапиенс», не относится к высшему виду — к классу рабочих, размороженное существо не является человеком.
Теперь «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарис» живут в одной клетке. Присыпкин хорошо чувствует себя в клетке, даже песенки напевает. Директор надевает перчатки, берет в руку пистолет, открывает клетку и выводит Присыпкина, чтобы показать людям. Когда Присыпкин видит людей, то начинает приглашать их к себе в клетку. Считает, что всех их разморозили, и несправедливо, что он один заключен за решетки. После этой пламенной речи Присыпкина снова возвращают в клетку к клопу, единственному «кровно» родному существу, выжившему с того времени.