Жанна д'Арк стала еще при жизни литературной героиней: «Слово о Жанне д'Арк» Кристины Пизанской появилось в 1429 г. В пьесе и союзникам и противникам Ж. д'А. очевидно, что она живая легенда. Даже граф Варвик, называющий ее «чумазой колдуньей, дурочкой, кретинкой и авантюристкой», понимает, что в ней сосредоточена вся Франция. Он сравнивает ее с «маленьким жаворонком, неподвижно висящим в воздухе, в то время как в него целится стрелок». Невидимая глазу птица, поющая утром высоко в небе, символизирует юношеский порыв, радость жизни. Для древних галлов эта птица была священной и изображалась на талисманах, приносивших победу. Варвик делает все, что в его силах, чтобы, с одной стороны, как можно быстрее отнять у Ж. д'А. атрибуты ее власти и славы, «сверкающие белые доспехи, стяг, кроткая и стойкая дева-воительница — все это пригодится для статуй, которые воздвигнут позже, исходя из иных политических интересов». С другой стороны, он торопится лишить ее ореола мученицы, поскольку, по его мнению, последствия этого трудно предугадать. Ж. д'А. мудра и спокойна. Она не осуждает чужие грехи, так как полагает, что недаром Бог создал человека противоречивым, совершающим и добро и зло. Она считает, что ум и мужество - дар, помогающий людям творить «подлинные чудеса». В Ж. д'А. сочетаются уничижение и дерзость, отвага и благоразумие. Ее величие — в одиночестве, на которое она обречена. В минуту крайности даже судьи восхищены ее гордо поднятой головой. «Только такой человек велик по-настоящему, — говорит епископ Кошон. — Велик и одинок». Ж. д'А. уверена, что гордыня, ниспосланная ей как Деве Господней, — вовсе не смертный грех, она не стыдится, что сумела убедить в своей правоте ученых мужей, она верит, что способна «исцарапать в кровь, перелезть через любую гору». Самое главное для Ж. д'А. - свобода сказать «нет». Никакие жестокие пытки не могут заставить человека произнести «да» вопреки его воле — на этой же идее построены образы Антигоны и Бекета у Жана Ануя.