Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Тема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжёлой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с её ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании рассказов явно присутствуют признаки революционного романтизма.

Все писатели-романтики выражают решительное неприятие современного им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали. Отвергая реальное современное общество, они утверждают свой идеал-мечту справедливого, высоконравственного общественного устройства. Так создаётся двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Отталкиваясь от красивого, но придуманного идеала, романтики с удвоенной силой начинают критиковать окружающий мир. Одни (например, Дж.Г.Байрон, К.Ф.Рылеев) изображают героев, которые не примиряются с действительностью, искренне желают её улучшить или даже исправить; другие (например, Э.-Т.-А. Гофман, В.А.Жуковский) показывают героев, которые отстраняются от реального мира, углубляются в собственные переживания, их привлекают «тайны роковые» (А.С.Пушкин), познание мистического. Творчество первых принято относить к активному (революционному) романтизму, творчество вторых — к пассивному (созерцательному) романтизму. Герои ранних рассказов Горького - романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром (Сокол), утверждают свою духовную независимость от мещанской морали (Радда и Лойко), руководствуются деятельной любовью к людям (Данко), то есть являются активными романтическими героями.

Главной художественной особенностью ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма.

 

Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, как принято у писателей-романтиков (в реалистическом произведении антитеза, если можно так сказать, разнонаправленная, то есть главный герой сравнивается-противопоставляется разным второстепенным персонажам), решает мировоззренческие философские проблемы. В «Макаре Чудре» (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? Такова тема рассказа. История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни. В «Старухе Изергиль» (1894) главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» (1895) вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.

Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).

В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью. Этим героям присуще одно всепоглощающее стремление-качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — любовь к людям, когда герой не щадит даже собственной жизни, желая спасти свой народ, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).

В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж. В «Макаре Чудре» выразительными штрихами описана чёрная южная ночь в степи, слышен рокот недалёкого моря, а герои сидят около большого костра, который как бы разрезает своим светом ночь: «Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». В «Старухе Изергиль» изображается молдавская степь, поздний летний вечер, переходящий опять в чёрную южную ночь, таинственные тени и огоньки в ночной степи. В «Песне о Соколе» Горький рисует ясную, прозрачную ночь в степном Крыму, упоминает плеск близкого моря.

В-пятых, каждый из трёх рассказов имеет очень похожее композиционное построение — рассказ в рассказе. Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине — сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции. Такое построение часто встречалось у писателей-романтиков XIX века и оформлялось как исповедь (поэма Байрона «Шильонский узник», поэма Лермонтова «Мцыри»). Горький, как и предшествующие романтики, использует приём самораскрытия героя. Рассказывая легенды и истории молодому слушателю, старики объясняют свои собственные взгляды на жизнь —раскрывают своё мировоззрение, свою систему жизненных ценностей.

В-шестых, в каждом рассказе описание героев и событий дано в романтическом стиле, который характеризуется множеством красочных эпитетов, ярких сравнений, неожиданных метафор. Примером могут служить портреты стариков. «Макар Чудра» начинается с описания старого цыгана: «Он полулежал в красивой, сильной позе (...), методически потягивал из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма, и, неподвижно уставив глаза куда-то (...) в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал...». В начале «Старухи Изергиль» помещается подробный портрет старой молдаванки, похожей на романтическую ведьму: «Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нем и морщинистый нос, загнутый, словно клюв совы. (...) Кожа на лице, шее, руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ожидать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами» (II). В «Песне о Соколе» представлено романтическое изображение крымского чабана Надыра-Рагима-оглы. Молодой человек, беседующий со стариком, не выписывает подробно его лицо, фигуру, одежду, но подбирает выразительные штрихи: «высокий, седой, сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик» является неотъемлемой, органичной частью окружающей природы.

Горький использует в рассказах особый строй речи — напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность прозы достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, изобилием выразительных тропов.

 

Герои-старики рассказывают свои истории молодому человеку, пешком путешествующему по Руси, — единственному реалистическому персонажу в рассказах. В критической литературе его принято называть «автобиографический герой». От него не слышно жалоб на неудобства кочевой жизни, он вносит в произведения дух благородства и оптимизма, пользуется уважением стариков рассказчиков. Читатель не знает о нём ничего: ни его имени, ни возраста, ни причин, которые заставили его странствовать. В этом автобиографический герой похож на романтических героев, но в нём есть и другие черты, отличающие его от романтических героев. Мировоззрение стариков — романтический максимализм — его не устраивает, потому что он знает реальную жизнь, которая сильно отличается от легендарной. Он заинтересованно слушает историю о Радде и Лойко, но не соглашается с жизненной философией Макара Чудры. Он же восхищается красочностью легенд о Ларре и Данко, но критически оценивает жизнь старой Изергиль.

Подводя итог, необходимо отметить, что три анализируемые рассказа по идейно-художественным приёмам относятся к романтизму: смысловая антитеза в основе сюжета, герои с сильными страстями и одной главной чертой характера, «одушевлённый» пейзаж, самораскрытие героя-рассказчика, кольцевая композиция, красочный стиль повествования. В рассказах звучит типичный для революционных романтиков мотив неприятия окружающей действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центр повествования Горький ставит героев сильных, смелых, не покоряющихся никому и ничему.

Творчество Горького называют интеллектуальным, потому что в основе его произведений лежит спор философских идей. «Есть ли что-нибудь дороже свободы?» — задаёт вопрос Макар Чудра. «В чём бессмертие человека, а значит, и смысл его жизни?» — рассуждает старуха Изергиль. «Безумство храбрых — это глупость или подвиг?» — спрашивает Рагим. Старики рассказчики отвечают на эти вопросы своими легендарно-фантастическими историями, а автобиографический герой выражает в этих произведениях реалистический взгляд на мир. Таким образом, в ранних рассказах Горького переплетаются реализм и революционный романтизм, то есть начинает формироваться новое литературное направление, названное позже «социалистическим реализмом». Если писатели-реалисты XIX века уделяли главное внимание быту, происхождению, воспитанию героя (то есть мотивированности его характера), то Горького интересовала неповторимая индивидуальность героев, в которой проявлялись их потенциальные возможности. В ранних рассказах писатель утверждает смой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.

Печать Просмотров: 78249