Анализ лирики
1: Некрасов - это прежде всего поэт-гражданин, человек, на первом месте у которого проблемы его родины, народа. Он точно и чутко улавливал настроения простых людей и передавал всю палитру народной жизни в своих стихотворениях. Тема народных страданий стала одной их главных тем творчества великого поэта и гражданина. Лирика Некрасова проникнута чувствами грусти и боли за судьбу русского крестьянина, рабочего, всякого простого человека, живущего своим трудом. Самоотверженность и достоинство крестьянской Руси показаны в творчестве Некрасова с особым уважением и состраданием, с сочувствием к душевной боли, с пониманием огромного внутреннего потенциала русского человека. Трагично, что этот потенциал остаётся нереализованным, и эту трагичность подчёркивает Некрасов. Он писал: "Я узнал, что... есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые домы."
Тема социального неравенства вызывает у поэта протест, он не может смириться с таким положением вещей и призывает к борьбе, восстановлению справедливости. "Кому на Руси жить хорошо" - спрашивает Некрасов читателей. Он ищет ответ на этот вопрос, ищет возможность установить иной, справедливый порядок вещей, призывает к состраданию и сопротивлению.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Тема жертвования собственной жизнью ради счастья своей родины звучит в поэзии Некрасова гневным призывом. Он не мыслит личное счастье без общественного, считает гражданский долг делом чести.
Героем поэмы "Кому на Руси жить хорошо" является весь русский народ. Перед нами широкая картина народной жизни, состоящей из страданий, непосильного труда и безграничной веры русского человека в жизнь и счастье. Русские люди не помнят зла, многое прощают, они привыкли трудиться не покладая рук и делали бы это с радостью, если бы это не был подневольный труд.
Народная жизнь, представленная в поэме не просто печальна - она трагична. Некрасов акцентирует наше внимание на бедности и страданиях, приводя название деревень - Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неёлово, Неурожайка тож.
Встречаются на Руси всюду больные и голодные люди. Но сам слог поэмы оптимистичен. Автор верит в то, что все тяготы народной жизни всё же могут закончиться, им придёт конец, народное терпение велико, но не настолько, чтобы снести унижение. Даже среди горестей и бед русский человек может чувствовать себя счастливым. Эта необыкновенная сила характера дана солдату, который счастлив, что, участвуя в двадцати сражениях, остался жив, старой женщине, которая рада урожаю.
Женская доля, о которой в поэме рассказывает Матрёна, прозванная губернаторшей, полна страданий и непосильного труда. Матрёну назвали счастливицей, так как ей удалось вернуть мужа из рекрутов, но сама она говорит, что женского счастья не надо искать на Руси, нет его. Тем не менее сама Матрёна, будучи женщиной сильной, не согнулась под бременем работы, беды не сломили её, она полна чувства собственного достоинства и женской мудрости.
Один из героев поэмы представлен настоящим богатырём. В этом образе, образе Савелия, поэт представляет нам великую силу русского народа:
Цепями руки кручены, И гнётся, да не ломится,
Железом ноги кованы, Не ломится, не валится...
Спина... леса дремучие Ужли не богатырь?
Прошли по ней - сломалися...
Народная сила, вера русского человека в будущее создают оптимистический тон поэмы, дающей надежду.
Мотив дороги, странствий объединяет главы поэмы в единое целое. Дорога не бесконечна, она ведёт к цели и в то же время позволяет не задерживаться нигде, не зацепится душой за земное и идти к возвышенному и прекрасному, позволяющему выстоять русской душе при всех невзгодах и несчастьях.
2. К. Чуковский.
"В чём же заключалась великая художественная сила Некрасова?
Прежде всего - в реализме... Реализм Некрасова был лирически страстен, исполнен то яростной злобы, то порывистой нежности."
"Обладая изумительной зоркостью к деталям окружающей жизни, он в то же время широко обобщал все свои сюжеты и образы... В лице Савелия и Матрёны ("Кому на Руси...") поэт дал монументальные образы, типичные для лучших представителей дореформенного, крепостного, крестьянства."
Некрасов был одновременно мастером сатиры и тонким лириком. В центре поэзии Некрасова крестьянская жизнь. Поэт "видел их (крестьян) темноту, их забитость, порождённую тысячелетней неволей, и не скрывал от себя, что в их среде есть великие грешники." Некрасов ненавидел людей, чуждающихся народа, гневно обличал их в своей поэзии, критиковал крепостной строй.
"Золото, золото сердце народное!..." Некрасов не только провозгласил эту истину, но и воплотил её в широко обобщённых поэтических образах."