1. Тема войны как одна из основных тем в творчестве Высоцкого.
2. Мотивы военной лирики Высоцкого.
3. Человек и война.
Популярность Владимира Семеновича Высоцкого в нашей стране была невероятна. О нем ходило много слухов, в том числе говорили, что он — участник Великой Отечественной войны. На самом деле это, конечно, не так. Воевать ему не довелось: когда началась война, Высоцкому было всего три года. Тем не менее в многогранном творчестве Владимира Семеновича песни и стихотворения о войне занимают важное место. Частое обращение поэта к военной теме и послужило поводом к разговорам о его «фронтовом» прошлом. Сам же Высоцкий объяснял свой интерес к теме человека на войне тем, что его всегда привлекал человек в экстремальной ситуации, когда он вынужден был проявлять все грани своего характера, возможности, о которых даже и не подозревал. И, конечно, он не мог не ощущать сопричастность к судьбе своего народа и каждого отдельного человека. Кроме того, отец Высоцкого прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Он говорил про своего сына: «По-моему, главное в нем то, что он рос, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через войну, — настоящими людьми». «Нельзя сказать — иду в ногу со временем — это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы постоянно живут во мне, требуют выражения», — говорил Владимир Семенович. Он обладал умением слить в своей поэтической судьбе множество персональных судеб. Не случайно каждый свой концерт Высоцкий либо начинал, либо заканчивал песней «Братские могилы»:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
Мотивы военной лирики Высоцкого многообразны, жизненно глубоки. В центре внимания поэта — человек во всех его проявлениях: от низменных до возвышенных. Но во всех случаях главным остается одно — Высоцкий говорит о чудовищной сущности войны. Так, в стихотворении «Расстрел горного эха» изображена картина вторжения войны в мирную жизнь. Поэт использует прием олицетворения, посредством образа веселого горного эха, рассказывает о гибели на войне простых людей. Эхо в мирное время «жило-поживало» «в тиши перевала», отзывалось на крик человека, помогало альпинистам докричаться до своих товарищей в случаях беды. Но наступили военные дни. Эхо после жестоких пыток было расстреляно:
Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
И эхо топтали — но звука никто не слыхал,
К утру расстреляли притихшее горное эхо...
И брызнули камни, как слезы, из раненых скал...
В стихотворении «Смерть истребителя» рассказ ведется от лица самолета, который уверен в том, что управляющий им летчик мешает ему быть свободным. После того, как летчик погибает, самолет понимает, что не может существовать самостоятельно. Летчик-истребитель гибнет, а перед этим самолет думает о земле:
Я больше не буду покорным — клянусь! —
Уж лучше лежать на земле.
Несмотря на то, что военные стихи Высоцкого трагичны, чувства безысходности в них нет. Родная земля дает силу героям Высоцкого, наполняет души оптимизмом:
Материнства не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря...
Поэтому «сыновья уходят в бой», превозмогают страдания, несмотря на то, что «крики «ура» застывали во рту, когда мы пули глотали». Цель перед бойцами святая — освободить родную землю, ведь «земля — это наша душа», а «сапогами не вытоптать душу». Сила духа, оптимизм помогает выстоять, вернуться домой живыми. Но возвращение часто еще не означает счастливый финал. Чаще всего случается так, что после окончания боев приходится воевать, но уже с самим собой, чтобы привыкнуть к новой послевоенной жизни.
И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго казаться зловещим нам скрип сапогов.Про войну будут детские игры с названьями старыми,И людей будем долго делить на своих и врагов.Возвращение солдата домой — тоже испытание. Может случиться, что придя с войны, солдат увидит в своем доме другого хозяина, а жена теперь — чужая женщина: «Но смертельная рана зашла со спины / И изменою в сердце застряла...» здесь важно не ожесточиться, не потерять себя:
Я себя в пояснице согнул,Силу воли позвал на подмогу:«Извините, товарищи, что завернулПо ошибке к чужому порогу,Дескать, мир и любовь вамДа хлеба на стол,Чтоб согласье по дому ходило...»Возвращаясь к теме человека на войне; следует сказать, что в лирике Высоцкого большое значение приобретает мотив бесконечности жизни, ее цикличности. Сегодня погибнет один солдат, но его жизнь продолжается в душе товарища, который будет воевать теперь за них обоих:
Наши мертвые нас не оставят в беде,Наши павшие — как часовые...«Он не вернулся из боя», на мой взгляд, — одно из самых главных лирических произведений Высоцкого о войне.
Нам и места в землянке хватало вполне,Нам и время текло для обоих...Все теперь одному, только кажется мне,Это я не вернулся из боя. Боль потери слышится в этих строках. Погибший товарищ настолько близок был лирическому герою, что ему кажется, будто вместе с ним погибла какая-то часть души. Но жизнь продолжается, продолжается общая судьба, общее дело людей:
Сегодня не слышно биенья сердец.
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться.
Я ухожу — придет другой.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой».