1. Начало творческого пути.
2. Отношение к революции.
3. Гонения на писателя.
4. Ранние литературные опыты.
5. «Мы» — роман-антиутопия.
6. Трагедия непризнанного писателя.
Являясь инженером-кораблестроителем, так называемым технократом, Е. И, Замятин тем не менее довольно быстро становится одним из наиболее ярких представителей эмигрантской прозы 1925— 1935 годов.
Свои первые произведения конечно же он начинает писать еще на родине, совмещая деятельность морского инженера со своими литературными экспериментами. Причем служебные поездки по всей стране помогали писателю в плане сбора художественного материала. В 1916 году Замятина отправляют в Англию, где он становится проверенным экспертом по строительству ледоколов, которые специально производятся для российского флота. Английские впечатления подвигли молодого писателя создать целый цикл очерков. В это же время появились такие повести, как «Островитяне», «Ловец человеков».
Революцию 1917 года писатель принимает. С одной стороны, он ожидает от нее возрождения нового человека и нового мира: «Веселая, жуткая зима 17—18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы». Писатель четко определяет масштабность этой революции, ее идеалы и ценности. Замятин спешит из Англии в Россию. С другой стороны, оказавшись в гуще событий военного коммунизма, Замятин довольно критически начинает относится к пореволюционной действительности. Он прекрасно видит, какую кровавую цену приходится платить народу, захотевшему сломать сложившийся политический строй. И она, по мнению писателя, неоправданно высока. Революция осуществляется за счет тысячей и тысячей жизней, оказываясь слепым оружием для достижения цели. Безусловно, в стране зародился тип нового человека, однако совершенно не его мечтал увидеть Замятин, возвращаясь в Россию.
После 1917 года в стране начинает царить лишь ненависть и классовая непримиримость. Однако что еще более угнетало писателя, это пренебрежение властей к творческой личности, к человеку вообще. В 1929 году после сокрушительной критики нового романа писателя «Мы» Замятин попадает в жесткую опалу. Его произведения перестают печатать. Спустя два года Евгений Иванович обращается с письмом к И. В. Сталину: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию...». Замятин просит у генсека разрешения на выезд за границу. Последние годы писатель провел во Франции, где был написан и издан посмертно в Париже его последний роман «Бич божий».
Первым заметным литературным успехом Замятина становится повесть «Уездное», где автор в комичной форме очень подробно описывает жизнь провинциального общества. Следующее произведение писателя — повесть «На куличках» произвело переполох среди советских Литераторов. Замятин был привлечен даже к суду за клевету на Советскую Армию. Дело в том, что в то страшное для любого вольнодумца время писатель не побоялся обратиться к проблемам военных, более того так сатирически описать российское офицерство. Многие произведения Замятина ведутся от третьего лица, что позволяет читателю самому делать напрашивающиеся выводы и уже своим смыслом наполнять те или иные события, случающиеся на страницах книг. Этот художественный прием был известен и широко применялся еще со времен Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя, поскольку позволял использовать в произведении живую речь. Обращаясь к теме революции, Замятин в основном использует только черные, не радостные краски. В произведениях подобного плана всегда много тяжелых психологических моментов. В его рассказах и повестях явно звучит осуждение сложившейся действительности, причем у него нет ни капли жалости к провинившимся. Еще более непримирим автор к некоторым советским писателям, работающим исключительно ради гонорара: «Пролетарские писатели и поэты — усердно пытаются быть авиаторами, оседлав паровоз. Паровоз пыхтит искренне и старательно, но непохоже, чтобы он поднялся в воздух». У Е. И. Замятина всегда болела душа за будущее России. Наблюдая за неуклонным обезличиванием человека и его деятельности, он очень беспокоился, что этот процесс вскоре приведет его родную страну к гибели. Именно поэтому писатель создает свое самое знаменитое произведение — роман-антиутопию «Мы». Сюжет романа можно было бы назвать фантастичным, если бы в нем не проявлялись самые мельчайшие сходства с действительностью, наводящие на читателя ужас.
Действие произведения разворачивается в далеком будущем, где уже существует Единое Государство, которое в порядке нумерации выдает всем людям необходимые материальные вещи. В результате деятельности государственной машины каждый человек получает сытность, благополучие, полный покой, удовлетворение всех своих физических потребностей. Однако постепенно он вдруг оказывается частью безликой серой массы, одним из тысяч. У нового человека отсутствует человеческая душа, .она просто засыпает под тяжестью подобного благополучия. Все люди практически насильственно лишаются своих живых чувств, они не могут любить, ненавидеть, дружить, им не нужно к чему-либо стремиться. Лишенная проблем и вопросов жизнь порождает бессмысленное существование. Каждый человек теряет имя и обретает мертвый «нумер». Все население вынуждено подчиняться законам Часовой Скрижали. Люди работают, едят, отдыхают и ложатся спать в строго определенное время. Даже для любви отведено должное время в этом расписании, причем самое светлое чувство сведено лишь к удовлетворению физических потребностей без каких-либо личных привязанностей. Все «свое, живое» подвергается строгому осуждению и жестоко карается. Безусловно, вечно так продолжаться не может.
Человеческая натура все равно берет свое. И один из «нумеров» Д-503 постепенно разочаровывается в своем слишком уж безоблачном существовании. Он приходит к выводу, что помимо сытной жизни, нормальному человеку необходимо и что-то еще, будь то любимая женщина, счастливая семья или выбранная самостоятельно любимая работа. То есть людям просто необходима свобода выбора и самостоятельность. Постепенно к такому же мнению приходит и часть населения. Скоро против Единого Государства заключается заговор, руководительницей которого становится женщина под номером И — 330, возлюбленная главного героя. Ее бесстрашные и смелые действия заслуживают восхищения. И-330 не побоялась открыто заявить о своих чувствах, вступить в борьбу за возможность чувствовать, любить и быть любимой.
Всю свою жизнь Замятин остро ощущает чувство долга перед окружающими людьми. Он очень работоспособен, пишет как пьесы для театра, так и остроумные и поучительные рассказы и повести. Творческую жизнь писателя существенно усложняет его тяжелая и непримиримая позиция по отношению к недобросовестным «юрким» писателям, которые, к сожалению, составляли большинство в молодом Советском Союзе. У Замятина практически нет друзей, которые могли бы его поддержать в страшные годы опалы и творческого кризиса. Вынужденный свои последние годы провести на чужбине, он не меняет своих жизненных позиций. За рубежом Евгений Иванович продолжает держаться особняком, поддерживая тесные взаимоотношения только с очень узким кругом людей. Несмотря ни на что, до последней минуты он верит, что еще сможет вернуться на родину Именно поэтому Замятин не выбрасывает свой советский паспорт и не меняет советское гражданство, более того продолжает регулярно вносить плату за свою квартиру в Ленинграде. В Париже писатель усиленно работает над киносценариями.
В своем последнем романе «Бич Божий» Замятин обращается к истории, к временам существования диких племен. Главным героем становится сам предводитель гуннов, великий и могучий владыка. Произведение как бы перекликается с современной действительностью. Читатель, по замыслу автора, должен увидеть ту вечную взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, которая связывает этот мир в единое целое. К сожалению, роман остается незавершенным, но и в таком виде он быстро находит своих почитателей в Париже. Замятин всегда стремился донести до читателей свои чувства и переживания, хотел помочь людям разобраться в действительности, мечтал жить и работать на своей родине. Однако вернуться в Россию ему удалось только в своих многочисленных произведениях.