Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы
В 1910 году поэт создаёт стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...». Метафоры первых строк раскрывают яркую гамму переживаний лирического героя. Любовь, радость души не гармонируют с природой: «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется — на душе светло».

Природа в ранней лирике поэта — божественный храм. Отсюда звёзды — «лампадки небесные», «хаты — в ризах образа», «поля как святцы, рощи в венчиках иконных», «струятся звёздные псалмы». Пейзажная метафора в лирике о крестьянской России соединяется с библейскими образами. В стихах преобладают синий и голубой цвета со множеством оттенков: «Там синь и полымя воздушней»; «Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак»; «У голубого водопоя / На шишкопёрой лебеде»; «Ягнёночек кудрявый — месяц / Гуляет в голубой траве».

Чтобы придать значимость, праздничность звучанию стихотворений, поэт «добавляет» малиновой краски: «О Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку»; «Уже давно мне стала сниться / Полей малиновая ширь». «Есенинское малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви», — отмечает исследователь ЛЛ. Вельская.

Необычайна красочность, цветовое богатство лирики Есенина, живописность его эпитетов; мир его гармоничен, прекрасен.

Вяжут кружево над лесом В жёлтой пене облака.
В тихой дрёме под навесом Слышу шёпот сосняка.
Светят зелено в сутёмы Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.
            «Я пастух, мои палаты...», 1914



С.    Городецкий писал о поэтическом мире Есенина: «Поэт должен знать все цветы своей земли. Вот Есенин каждую травинку по имени-отчеству называл...» Это не преувеличение. Исследователи насчитали в его произведениях названия двадцати пород деревьев (берёза, вяз, липа, рябина, черёмуха, дуб...), двадцати видов трав (ромашка, мак, колокольчик, василёк...), а животных и птиц — около ста.

В художественном мире Есенина важны образы луны (месяца) и солнца. Луна — символ ночи — больше привлекала поэта, чем солнце: «Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли»; «Небо сметаной обмазано, / Месяц как сырный кусок»; «На грядки серые капусты волноватой / Рожок луны по капле масло льёт». Среди стихотворений есть такие, где мифы о небе, земле, солнце, луне, звёздах используются Есениным для создания собственной системы знаков-символов.

В книге А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» отмечается, что «в народе есть поверье: месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя из глубоких вод, они греют свои прозябшие члены нри помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко». Сопоставьте это суждение со стихотворением С. Есенина:

Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
В эту ночь к зелёному затону
Прибегла она из тростника.
Золотые космы по хитону
Разметала белая рука.
Прибегла, в ручей взглянула прыткий,
Опустилась с болыо на пенёк.
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонёк.
На рассвете с вьющимся туманом
Уплыла и скрылася вдали...
И кивал ей месяц за курганом,
В голубой купаяся пыли.
         «Месяц рогом облако бодает...», <1916>



Исследователи творчества С. Есенина находят и другие примеры из народной демонологии в этом стихотворении. «Золотые космы по хитону» соответствуют описанию русалок в народных легендах: «Прекрасная дева в белой и тонкой, как паутина, одежде, с золотыми волосами до пояса и с венком полевых цветов на голове».

Россия в творчестве Есенина — это деревенское приволье, неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы («Поёт зима — аукает», «Село», «Пасхальный благовест», «Пороша»), Поэт часто использует олицетворения и сравнения явлений природы с поступками людей: «Отрок-ветер по самые плечи / Заголил на берёзке подол»; «Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бёдрами ив».

Жизнь в деревне раскрыла поэту родство человека и окружающего мира. Нежность, трепетное отношение к животным неотделимы у Есенина от любви к человеку. Поэтическое изображение реальной жизни удивительно гармонично в стихотворении Есенина «Песнь о собаке» (1915). Слово «песнь» в названии определяет возвышенное отношение к тому, о чём пойдёт речь. Рождение жизни, первый день существования щенков сопровождаются глубоким сочувствием автора. Радостное событие описывается с использованием соответствующих эпитетов, суффиксов — «златятся рогожи», «щенята», «снежок». Поэт очень трогательно изображает радость матери: «До вечера она их ласкала, / Причёсывая языком...» После такого проникновенного понимания обычное в деревенской жизни событие — убийство слепых щенков — достигает высоты подлинной трагедии:

...Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.


И потому так остро чувствует поэт смысл жизни, уже в ранних стихах передавая лирическому герою кроткое и спокойное восприятие мира, понимая при этом весь её трагизм:

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
              «Край любимый! Сердцу снятся...», 1914


В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград и пришёл к Блоку — «первому поэту России». Блок записал впечатление от встречи: «Днём у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные». Он принял участие в судьбе молодого поэта — дал рекомендательные письма к издателям. Затем Есенин знакомится с С. Городецким; входит в литературную группу «Краса», участники которой стремились к возрождению национальной старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни; сближается с Н.А. Клюевым, уже известным поэтом. 10 декабря 1915 года они организовали совместный творческий вечер.

Печать Просмотров: 21041