Философ, историк, художник, проповедник, моралист - и все это автор «Войны и мира». Казалось бы, это роман, где наибольшее внимание уделено изображению представителей различных слоев дворянства. И тем не менее в нем автор и как философ, и как историк, и как художник, и как проповедник, и как моралист следует одному принципу: любой герой, каждая проблема, всякая идея произведения, раскрывается непременно в соотнесении с духовным миром народа, характеризуется через ее значение для всей страны, для всей нации. Мысль о народе -главная и ведущая в романе. Народ Толстой признает не только творцом истории, но и ее судьей.
Народ в «Войне и мире» - это не только образы простых людей: солдат, крестьян. Это русская нация, которая включает в себя и людей из высших сословий. То есть Толстой не мыслит дворян вне народа. События Отечественной войны 1812 года, когда решалась судьба России, позволяют писателю показать их, простой народ и дворян, как нечто целостное, как единую нацию, объединившуюся перед лицом общей беды. Поэтому народ как нация включает в «Войне и мире» и образы лучших представителей дворянства - Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташу Ростову и Марью Болконскую.
Наташа Ростова и Марья Болконская безотчетно испытывают влияние народной жизни. А Пьер Безухов и Андрей Болконский явно сознают, что в отрыве от народа человек не может оправдать своего высокого предназначения. Характерно, что лучшие черты своих героев, принадлежащих к дворянству, Толстой объясняет исключительно благотворным народным влиянием.
В первом томе «Войны и мира» самым ярким эпизодом, рисующим народный национальный характер русского человека на войне, является рассказ о батарее капитана Тушина. Капитан Тушин - обыкновенный, ничем не выдающийся офицер, каких много в русской армии. Этот маленький, худой, пугливый и слабый, в чем-то даже смешной человек на поле боя оказывается истинным героем. Конечно, он боялся, но в нужный момент сумел победить свой страх. А мужество в том и заключается, убежден Толстой, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Обыкновенны и тушинские солдаты, которые «как дети... смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах». В сцене, изображающей действия батареи капитана Тушина, нарисованы одновременно и сила русского национального характера, и трагизм положения, в котором пребывал русский народ на поле сражения, отдавая жизнь за Родину.
Во втором томе романа развитие и углубление образа народа мы увидим, с одной стороны, в сцене пляски Наташи Ростовой в доме ее дядюшки, где с большой силой показана поэтическая сторона русского национального характера, с другой стороны, на страницах, посвященных описанию поездки Пьера Безухова по своим имениям в Киевской губернии и разговорам его с Андреем Болконским после этой поездки.
В третьем и четвертом томах на первый план выходит героизм народа, взявшего в свои руки решение судьбы Родины, героизм, который приобретает массовый характер. Вообще, в этот ответственный для России момент мы видим, как повышаются общественная активность народа и его единство.
На войне, показывает Толстой, одна забота владеет и веселящимися в грязном пруду солдатами, и купцами, жгущими свой хлеб, и полководцем Багратионом. Рискуя навлечь гнев царя, последний после оставления Смоленска пишет без всякой дипломатии письмо Аракчееву: «Больно, грустно, и вся армия в отчаянии... Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани!.. Ежели уж так пошло - надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах... Скажите, ради бога, что наша Россия - мать наша - скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление...»
Так думает не один Багратион - вся Россия. Хотя у каждого она своя. У Ферапонтова она другая, у Наташи - третья, но у всех одна. И все они, знатные и простые: князь Андрей и Алпатыч, Николай Ростов в своем полку и Пьер в Москве, человек во фризовой шинели, радующийся пожару Смоленска, и стиснутый московской толпой Петя Ростов, купающиеся солдаты и генерал Багратион - все они знают: пришел час, когда стало важно только одно - общая судьба всех, судьба Отечества.
И рядом сцена^которая резко контрастирует с только что сказанным. Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, - под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порожденные крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение всего крестьянства и неугасимое стремление его к лучшей, свободной жизни. Об этих людях можно сказать и так: это простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне - родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле.
Патриотизм народа находит выражение прежде всего в его героизме. Этот героизм со всей отчетливостью виден уже в первом томе романа, когда и война-то еще не была отечественной. И он контрастен! безразличному отношению многих представителей высших слоев общества к судьбам России. Именно народ показывает наибольшую непримиримость к национальному порабощению.
В образе народа, разумеется, воплощены разные стороны мировоззрения Толстого. Отсюда двойственность в изображении им богу-чаровского бунта: правы и крестьяне, осмелившиеся не подчиниться распоряжению помещицы, прав и Николай Ростов, усмиривший бунт. Рисуя героический облик русского народа, Толстой вместе с тем любовно говорит о его терпеливости. Из чего на страницах романа возникает фигура Платона Каратаева.
Наряду с вымышленными персонажами в «Войне и мире» действуют лица исторические. Прежде всего, это Кутузов и Александр I, образы, чья жизненность проверялась идеей борьбы русского народа за независимость своей Родины, создавались Толстым по законам соответствия и реальным историческим фактам, и идейно-художественной концепции романа.
Характерно в этом смысле восприятие Александра 1 Николаем Ростовым. Николай восхищается царем, готов во всякую минуту пожертвовать за него своей жизнью. Представление Николая Ростова о царе в то время разделялось огромной массой населения страны. Для него царь был олицетворением самой России, ее славы и могущества. Люди поверили в Россию, в русское оружие, а потому и в царя. Другой аспект освещения Александра I - явно скептическое отношение к нему Андрея Болконского.
Образу царя в романе противостоит образ Кутузова. Толстой строит образ Кутузова так, что уже при появлении в романе, в сцене разговора с царем, он держит серьезнейший экзамен:
« - Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока.не придут все полки...
- Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. - Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, - выговорил он ясно и отчетливо».
Так сразу Кутузов показывает величие своей души, что он чувствует ответственность за судьбу России, и больше ему уже не нужно доказывать читателю свою доблесть. Своим поведением он демонстрирует то мужество, какое часто дается человеку труднее, чем отвага на поле боя. Куда чаще люди, не бледневшие перед лицом неприятеля, не находят в себе силы сохранить стойкость и самостоятельность перед верховной властью.
Писатель рисует человека, чье величие заключается в том, что он способен, игнорируя личное и проникшись целями общей необходимости, стать сознательным проводником движения истории. Кутузов намеренно отстраняет от себя все внешнее в сознании своей высокой миссии - спасения России. Из всех персонажей романа автор наделяет его наиболее полным, живым, непосредственным, человеческим ощущением бедствий Отечества.
Как и подобает настоящему герою, вину и ответственность за последствия огромных событий он берет на себя. У Кутузова в «Войне и мире» единственная цель - изгнать французов из России. И как только армия захватчиков превратилась в толпу, Кутузов счел свою миссию выполненной (я говорю, конечно, не о реальном человеке, а об образе Кутузова в романе Толстого). Все это было выражением того чувства, которым был охвачен весь русский народ. Личность в истории только тогда что-то может, когда проявляется ее единство с народом. Во всяком случае, в России, если вспомнить Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, это всегда было так.
Войну 1812 года, как это понимает и показывает в романе Толстой, выиграл не царь, не Кутузов, не полководцы, а народ, руководимый Кутузовым. Он не перехитрил Наполеона, он оказался мудрее этого гениального полководца, потому что лучше понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. И описание его последних дней, совпадающее с завершением всей «военной» линии сюжета, исключительно важно в книге.
В финале романа звучат торжественно-траурные слова заключительного авторского вердикта: «Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего». Он выполнил свой долг до конца, этот дряхлый старик с одним глазом. Выполнил, не думая о наградах, - он слишком многое знал о жизни, чтобы желать их. Он совершил свой подвиг. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Повествуя о великих событиях Отечественной войны 1812 года, рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, писатель говорит, что русский народ одержал здесь нравственную победу. И потому народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков. Размышляя о войне и мире, об истории Отечества с Позиции народных интересов, Толстой, мне думается, закономерно приходит к выводу, что только в национальном единстве, единстве свободных и равных людей будущее и слава России.