Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

В стихотворении «Сергею Есенину» В. Маяковский говорит о проблеме взаи­моотношений поэта с его поэзией. Инте­ресны художественные особенности этого стихотворения, работающие на мысль. Сразу надо заметить, цветовая гамма этой вещи совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание чита­теля больше на содержание. Особенно вы­деляются белый и черный цвета.

С одной стороны, такие цвета характер­ны для главных атрибутов поэта — листа чистой бумаги и чернил. С другой сторо­ны, черный цвет напоминает о смерти.

Стихотворение наполнено массой раз­личных звуков, в основном резких, похожих на окрики, и звенящих. В некоторых строч­ках звуки соответствуют больше самой жизни. Есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трех­палый свист».

Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского — лесенкой. Его можно отнести к тоническим стихам, в ко­торых учитывается лишь количество удар­ных слогов в строке.

Благодаря всему этому создается впечат­ление сбивчивой, отрывистой, несколько взволнованной речи. Использование пере­крестной рифмы (смяло — вина — мало — вина, классом — до драк — квасом — ду­рак) придает мыслям автора четкость, за­конченность. Но рифма не всегда явная (врезываясь — трезвость), из-за чего сти­хотворение еще больше похоже на на­стоящий, живой разговор. А ряд исполь­зуемых автором неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также придает зву­чанию речи действительно разговорный характер.

Здесь можно отметить как одну из осо­бенностей стихотворения его форму. Ма­яковский постоянно обращается к Есени­ну, словно ведет разговор с ним живым, способным его услышать: «Вы ушли, как говорится, в мир иной».

Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любой обычный разговор. Такое построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появля­ется возможность высказать все наболев­шее, признаться в том, о чем обычно умалчивается.

В таком плане стихотворение восприни­мается как некая исповедь автора, где об­ращение к Есенину — это лишь повод оформить свои до сих пор не высказанные мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для В. Маяковского создание стихов — это некое умение, способность («Вы ж та­кое загибать умели, что другой на свете не умел»). Причем такая способность не про­сто так дается, поэт — это подмастерье народа. Поэту нужно всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что на душе. Невозможно творить по чьей-то указке, под надзором, потому что тогда начинаешь писать «утомительно и длин­но», а главным становится число строк, а не их содержание.

Автор понимает, что поэт без свободы — не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться подражателем, или уме­реть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил. Возможно, поэтому В. Маяков­ский говорит: «Почему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изго­товление чернил!».

B.                   Маяковский презирает те пути, кото­рые «протоптанней и легче». Для него не­ возможна сама мысль о том, что можно
сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может понять Есенина, сде­лавшего это. C.                     Есенин, талант которого В. Маяков­ский признает одним из лучших, переста­ет бороться, перестает сражаться, умира­ет и перестает творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы он по собственному желанию перестал создавать свои стихи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее — в безостановочном движении вперед. И пусть жизнь трудна, но он вы­ рвет «радость у грядущих дней». В этом вера его.

В. Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, призывает всех читателей: «В этой жизни помереть не трудно, сде­лать жизнь значительно трудней». А труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю свою жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и поэт посвящает свое сущест­вование нелегкому вспахиванию огром­ных и неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души, ведь «слово — полководец челове­чьей силы».

Наверное, можно утверждать, что Мая­ковский хотел в этом стихотворении пере­дать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель — жить, чтобы «сделать жизнь» и воспеть ее, — он всегда стремился к этому.

Но мы знаем, что сам В. Маяковский то­же оборвал собственную жизнь. Неужели Зло способно победить даже такого жиз­нелюба?

Печать Просмотров: 5157