Образ Пьера Безухова, как и всех положительных героев Толстого, дается в развитии. Толстой показывает, как на протяжении 15 лет под влиянием условий русской общественно-политической жизни и дворянского быта формируется мировоззрение будущего декабриста, складывается его характер. Неизменной остается только доброта Пьера, его искренность, чувство правды, стремление перестроить на разумных началах жизнь русского народа. В этом стремлении он постепенно переходит от беспорядочной траты сил к конкретной деятельности во имя определенных целей. Внутренние перемены отражаются на его внешнем облике.
Впервые мы встречаемся с Пьером в 1805 году. Он вернулся из-за границы и проникнут идеями французской революции. Но мировоззрение его сформировалось в условиях русской жизни, и ему пришлось пройти тяжелый путь ошибок, заблуждений, исканий. Благодаря своей молодости, доверчивости, непрактичности, именно под влиянием окружающей среды Пьер совершает ряд тягостных жизненных ошибок.
Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца. До 20 лет он воспитывался за границей. Появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружающих. Как и его друг Андрей Болконский, считает Наполеона великим деятелем своего времени.
Пьер — увлекающаяся натура, человек с мягким и слабым характером, добрый, доверчивый, но в то же время подверженный бурным вспышкам гнева (эпизоды ссоры с Элен после дуэли, объяснение с Анатолем Курагиным после попытки увезти Наташу Ростову). Страсти, которые владеют Пьером, часто приводят к большим неприятностям. Он принимает участие в кутежах в компании Долохова и Курагина, после чего его высылают из Петербурга. После смерти отца становится богатым, наследует титул и в результате интриг князя Василия Курагина женится на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводит к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Оставив ей большую часть состояния, уезжает, потому что не видит никакой цели в жизни. Сближается с масонами, ища себе поле деятельности. Занимается благоустройством своих крепостных, но наивного Пьера обманывают управляющие. Искренние его намерения оказались пустой затеей. Вместо активной деятельности масонство предлагает членам ложи заниматься самосовершенствованием. Жизнь Пьера зашла в тупик. И он погружается в состояние томительной тоски, доходящей до отчаяния.
Общий патриотизм 1812 года захватил Пьера, он сформировал полк, взяв полностью на свои средства его содержание, а сам остался в Москве для того, чтобы убить Наполеона. Во время оккупации Москвы в полной мере проявилась деятельная, самоотверженная доброта Пьера. Он сближается с простыми русскими людьми: крестьянами, Каратаевым. Он учится уважать и любить их. На Бородинском поле наблюдает за битвой. Здесь же происходит и последняя встреча с Болконским, который говорит Пьеру, что настоящее понимание жизни там, где «они», обычные русские солдаты. Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время сражения.
В опустевшей и горящей Москве пытается помогать людям: защищает женщину, спасает из огня ребенка. Попадает в плен как поджигатель и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных. В результате общения с Платоном Каратаевым понимает, сначала интуитивно, а затем и разумом, народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Он научился «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог». После окончания войны, смерти Элен Пьер женится на Наташе Ростовой. В эпилоге он изображен счастливым отцом семейства, любимым и любящим мужем, человеком, нашедшим свое место и назначение в жизни.
Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова типичны для своей эпохи, хотя таких, как они, в общей массе дворянства было незначительное количество. Для Болконского и Безухова характерны неудовлетворенность общественно-политическим строем, жизнью своего класса, стремление к полезной деятельности во имя интересов родины, народа, самоотверженный патриотизм. Этими образами Толстой раскрывает сущность движения декабристов.