Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

В романе «Война и мир» изображение ис­торических событий, «диалектики души» со­четается с описаниями нескольких совер­шенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый — личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по­лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы­сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок­ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до­биться самый жестокий человек». Но был та­кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото­рого князь уважал, несмотря на простое про­исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра­тить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове­ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза­лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во­шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво­рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели­гию. Эти две неотъемлемый детали того вре­мени были запрещены в империи князя Бол­конского, самому ему праздники заменяла ра­бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж­ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про­сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол­конского.

Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри­от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре­мя и князь Андрей проходит через противо­речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, ког­да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го­рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео­бычайным мастерством, тонким психологиз­мом: «...совсем не так ползут облака, поэто­му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус­тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус­покоения. И слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю­бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по­том, возвращаясь, князь Андрей увидел но­вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре­ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по­ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по­следней вершины он достигает на Бородин­ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе­ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.

И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон­ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

Печать Просмотров: 74686