Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы
Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности.
Тема поэзии и роли поэта в жизни стала традиционной еще со времен древнеримского поэта Горация. Он является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. В конце своего творческого пути Гораций создал послание «К Мельпомене». Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.

В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного литературного «памятника» стало общеевропейской традицией. Не обошла ее и русская литература.

Первый перевод послания Горация на русский язык принадлежит М.В. Ломоносову. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник».

А.С. Пушкин, создавая свой «Памятник», знал эту литературную традицию, но непосредственно отталкивался от стихотворения Державина. А потому вполне правомерно сопоставление стихотворений этих двух поэтов.

Как и у Державина, у Пушкина «Памятник» состоит из пяти строф, близких к державинским по форме и размеру. Но основной смысл стихотворения у того и другого поэта глубоко различен, различна оценка их авторами своего творчества.

В стихотворении Пушкина указывается, что его поэзия в большей мере обращена к широкому читателю. Это видно уже из первых строчек. «...К нему не зарастет народная тропа», - говорит он о своем литературном «памятнике». В то же время его «Памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Внешне вторые строфы стихотворений похожи, но в конце их есть одно существенное различие. Державин пишет:

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет жить.

У Пушкина же мы читаем:

И славен буду я, доколь в подлунном мире 
Жив будет хоть один пиит.

Тем самым Пушкин говорит, что его произведения найдут более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, поэтов, причем поэтов всего мира. Державин же говорит лишь о признании на родине.

Третьи строфы очень близки и по форме и по содержанию. Основную смысловую нагрузку несут в обоих стихотворениях, несомненно, четвертые строфы. Именно в них мы ясно видим, что считали основным в своем творчестве Державин и Пушкин.

... Первый я дерзнул в забавном русском слоге 
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге 
И истину царям с улыбкой говорить, -

пишет Державин. Пушкин же говорит о себе иначе. Он, утверждая свое право на признание и любовь читателей, отмечает:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу 
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, на их свободолюбие. Интересно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву», то есть прямо назвал себя последователем русского просветителя-революционера.
Последние строфы обоих стихотворений сходны по содержанию. В них и Державин, и Пушкин обращаются к своей музе и зовут ее следовать собственному призванию, презирая и хвалу, и клевету:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно 
И не оспоривай глупца, -
                                                 пишет Пушкин.

Оба стихотворения написаны в жанре оды, поэтому интонация и лексика в них очень торжественны. Ритм стихотворений медленный, величественный. Оба стихотворения написаны ямбом с перрихием, который придает их звучанию особую торжественность.

Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Так оба автора широко употребляют возвышенные эпитеты (заветная лира, непокорная глава, великая Русь, гордый внук славян, чудесный, вечный, быстротечный)

В обоих стихотворениях присутствует много славянизмов, что также подчеркивает их торжественность (воздвиг, главою, тлея, пиит, доколь и др.). Причем в стихотворении Державина архаизмов больше, чем у Пушкина, и они древнее (дерзнул, славянов род, презрит, чело, несчетных). Вероятно, это объясняется и тем, что «Памятник» Пушкина был создан на тридцать лет позже, когда литературный язык заметно сблизился с разговорным.

Можно сказать, что оба стихотворения являются гимнами поэзии. Ведь главная тема их - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.

В то же время Пушкин в своем «Памятнике» по-новому определяет роль поэта и назначение поэзии. Он опирается не только на литературную традицию и на стихотворение своего непосредственного предшественника Державина, но и на свои творческие открытия, проложившие новые пути в русской литературе.

И каждый раз поэты последующих эпох, в том числе и наши современники, осмысливая свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, вновь и вновь обращаются к Пушкину, ведя с ним живой диалог.

Печать Просмотров: 90939