Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы
СРАВНЕНИЕ — фигура художественной речи (синтаксиса), “образное словесное выражение, в к<ото>ром изображаемое явление уподобляется другому по к<акому>-л<ибо> общему для них признаку с целью выявить в объекте С<равнения> новые, важные свойства”. Пример из Маяковского: “Мой стих / трудом / громаду лет прорвет/ и явится / весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный / еще рабами Рима” (“Во весь голос”). Это простое, не развернутое сравнение, хотя бывают и более простые, являющиеся оборотом с “как” или без него — то и другое есть в строфе Б.Л. Пастернака “Большое озеро как блюдо. / За ним — скопленье облаков, / Нагроможденных белой грудой / Суровых горных ледников”. Далее в стихотворении “Когда разгуляется” дается уже развернутое сравнение природы, земли, мира с внутренностью собора, переходящее в метафору или даже символ жизни как церковной службы.

Иногда развернутое сравнение превращается в целую картину или длящуюся сцену. Пушкин сравнивает остановившееся сердце Ленского с “домом опустелым”, говорит о закрытых ставнях, забеленных мелом окнах, о хозяйке, которая неизвестно где. Автор “Мертвых душ” в подражание Гомеру может выстроить из сравнений совершенно самостоятельный микрорассказ с персонажами. Так, когда Ноздрев приказывает слугам бить Чичикова, он сравнивается с неким храбрым поручиком под стенами крепости, зовущим солдат вперед, лезущим “на великое дело” (“перед ними носится Суворов”, т.е., вероятно, он себя воображает великим полководцем), а Чичиков уподобляется крепости, которая, однако, “никак не была похожа на неприступную”. Одно такое сравнение занимает половину страницы.
Печать Просмотров: 4309