Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

1. Семеро странников, ищущих счастливого человека.
2. Ермил Гирин.
3. «Крепостная женщина» Матрена Тимофеевна.
4. Григорий Добросклонов.

Тема поиска счастливой доли и «правды-матушки» занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму «Кому на Руси жить хорошо». Странничество играло особую роль в культуре народа: путешествуя к святым местам, странники зачастую становились собирателями преданий, наблюдали за повседневной жизнью представителей самых различных слоев общества, а затем рассказывали поучительные истории в тех домах, где они останавливались. Нередко в простом народе странников воспринимали как людей мудрых и праведных, то есть постигших правду-истину. Подобный мотив встречается в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: странница объясняет крестьянке Матрене, что «ключи от счастья женского» потеряны у самого Бога. Однако основной мотив странствия в поэме связан не со святыми местами, а с поиском счастливого человека. В путь отправляются семеро односельчан, поспоривших, представителям какого сословия живется лучше всего. Число семь является одним из магических чисел. Мотив путешествия семи братьев в поисках правды звучит еще в балладе А. К. Толстого «Правда». Нужно отметить, что образы семерых странников у поэта не прорисованы в отличие от множества ярких характеров, встречающихся в поэме. Семеро крестьян, путешествующих по Руси, в первую очередь выступают как носители самой идеи поиска правды и счастья.

Идеалы утверждения правды в жизни, борьбы за нее воплотились в характерах других персонажей, например у Ермила Гирина. Не случайно его называют счастливым человеком. Своим трудом Ермил, простой крестьянин, добился не только уважения народа, но и материального достатка, занял весьма значительную должность в крестьянской общине. Характерно, что Ермил с юности отвергал нечестные способы обогащения — будучи писарем в конторе при управляющем барским имением, он никогда не брал с крестьян за свою помощь ни копейки, понимая, что простым людям и так приходится тяжело. Именно благодаря своей человечности и бескорыстию Ермил завоевывает симпатию крестьян, которые избирают его бурмистром. И на этой должности Ермил по мере сил старается помочь своим односельчанам. Лишь один раз он поступил не так, как следовало бы по закону — вместо родного брата сдал в рекруты другого человека. С точки зрения подавляющего большинства окружающих, в поступке бурмистра нет ничего предосудительного — вполне понятно, что причиной этого явилась братская любовь. Однако сам Ермил гораздо строже судит себя за то, что пошел против правды и совести. Он успокаивается лишь тогда, когда справедливость восстановлена, однако слагает с себя полномочия бур-мистра, считая себя недостойным народного доверия.

История с покупкой мельницы тоже характеризует Ермила как достойного, честного человека. Будь он иным, крестьяне, конечно, не доверили бы ему свои заработанные непосильным трудом сбережения: однако стоило Ермилу бросить клич, и люди без всякого сомнения понесли ему свои деньги. Некрасов мастерки усиливает мотив правды и честности, звучащий в строках, посвященных Ермилу, за счет демонстрации обратной связи этого персонажа поэмы с народом. Возвращая деньги, взятые безо всяких расписок, Ермил доверяет людям. Действительно никто не взял лишнего, даже остался один рубль.

Но, несмотря на благородные качества Ермила, на любовь к нему народа, судьба этого человека складывается трагически, как это нередко случается с правдоискателями. Некрасов не сообщает всех подробностей: рассказ прерван, но известно, что Ермил сидит в остроге, и связано это с бунтом крестьян.

За правду пришлось побороться и Матрене Тимофеевне Корчагиной, русской крестьянке. В семье мужа ей приходилось безропотно сносить упреки и капризы окружающих, но когда ее Филиппушку незаконно забрали в солдаты, эта женщина решительно отправилась в путь, чтобы найти защиту у представителей власти. И Матрене удалось спасти мужа.

Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти —

так говорил Матрене Савелий, дед ее мужа. Савелий через многое прошел. Несправедливость немца-управителя довела Савелия и его товарищей до преступления, за которое их отправили в Сибирь. Савелий не смирялся с неправдой. Так почему же он призывает Матрену к покорности? Дело в том, что женщине в жизни труднее, хотя бы потому, что ей приходится думать не только о себе, но и о детях. Собственно Матрена ни разу не боролась за свои собственные права: она то отстаивает права мужа, то защищает своих детей. Женщина переносит несправедливую порку, лишь бы избавить от этого наказания своего сына.

Еще одним правдоискателем в поэме является сын сельского дьячка Григорий Добросклонов. Интересно, что автор, рисуя жизнь Григория в родном селе, как бы забегает вперед, желая подчеркнуть, в чем истинное призвание этого человека:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Мы снова видим, что участь правдоискателя нелегка и трагична. И все же, по мысли Некрасова, именно Гриша и является тем счастливцем, которого так старательно ищут семеро странников. Ведь в образе Григория Добросклонова воплотился идеал Некрасова, который считал, что счастье заключается в служении народу. Гриша, его отец и брат живут очень бедно, но не о личном богатстве мечтает бывший семинарист, а о том

... Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Печать Просмотров: 43715