Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

1. Основные этапы творческого пути поэта.
2. Основные темы лирики Мандельштама.
3. Трагическая гибель поэта.

О. Э. Мандельштам родился в семье ремесленника, впоследствии ставшего купцом. Вместе с родными мальчик переехал в Петербург, где окончил Тенишевское училище. Немало повлияла на юношу личность преподавателя литературы — известного ученого-пушкиниста и поэта В. В. Гиппиуса. Юноша поступил и успешно окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Еще в школьные годы он стал увлекаться поэзией.

Свое первое стихотворение Осип Эмильевич опубликовал в журнале «Апполон» в 1909 году. Его завораживает символизм своим новаторским подходом к стиху, к форме и содержанию поэтического произведения. Молодой поэт посылает свои стихи В. И. Иванову и в своем творчестве старается совместить «суровость Тютчева с Ребячеством Верлена». Одновременно он довольно трагично воспринимает окружающий мир и даже ищет пути выхода из этой ситуации в религии. В 1911 году молодой человек обращается к новому направлению в искусстве — акмеизму. Немаловажную роль в этом сыграло общение с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой. Именно в акмеизме Мандельштам видит возможность преодоления хрупкости человека и твердости мироздания через творчество. Многие его лирические произведения написаны, исходя из контекста истории культуры. Отсюда у Мандельштама так много исторических образов, а поэзия наполнена мотивом трагического переживания гибели культуры:

 

Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть, тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.

 

Первая книга Осипа Эмильевича получила название «Камень». В ней поэт обратился к классическим темам. Стихи стали звучать торжественно и строго. Они принесли популярность Мандельштаму в литературных кругах. Осип Эмильевич на первых порах довольно восторженно воспринял начало Первой мировой войны, однако скоро разочаровался в ней. Октябрьскую революцию он считал неизбежным злом, но постепенно его охватила надежда, что жестокий государственный строй может быть гумманизирован. Возможно, именно поэтому он остался в России. После революции он сначала жил в Ленинграде, а затем переехал в Москву, где зарабатывал себе на жизнь скудными переводами. До конца своих дней он не смог смириться с бесчеловечностью и жестокостью новой власти.

В начале творческого пути в лирике Мандельштама явно просматривается тема хрупкого человеческого мира перед величественным ликом непознанной вечности и судьбы. С детской непосредственностью поэт верит и не верит в этот устрашающий образ. Уже на фоне этой бесконечности поэт размышляет о вполне человеческих вещах:

Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!

Он понимает, что человечество часто забывает о своем высоком предназначении в этом мире, распыляясь на мелкие и ненужные вещи.

И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище —
Раздвижной и прижизненный дом.

В поэзии Осипа Эмильевича довольно интересно представлен мир вещей. Поэт не придавал материальным ценностям большого значения, поскольку перед лицом вечности, они неминуемо превращаются в прах.

Вбивайте крепче сваи,
Стучите, молотки,
О деревянном рае,
Где вещи так легки!

У поэта много стихов о Петербурге. Мандельштам неоднозначно относится к городу, где прошла часть его детства и юность. С одной стороны, он любил этот город как свою родину, где известен каждый закоулок, каждая травинка: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез». С другой стороны, суровый Петербург ассоциируется у поэта с чем-то зловещим и непостижимым, как сама смерть: «В Петербурге жить — словно спать в гробу». В то же время этот холодный город притягивает поэта, он возвращается в него вновь и вновь:

В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем,

И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.

Осип Эмильевич, родившийся в конце XIX века и свой творческий путь прокладывавший в начале XX столетия, ощущал себя поэтом своеобразного перелома веков, когда старая эпоха сменяется новой. Он остро чувствует разрыв между прошлым и будущим, хорошо известным и добрым, как ласковые материнские руки, и неизведанным, устрашающим, словно дикое животное, бросающимся на всех кому выпало оказаться поблизости:

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...

Всю свою жизнь Мандельштам был влюблен в древнюю Элладу, прекрасно ощущая связь русской культуры с эллинизмом: «Все перепуталось, и сладко повторять: / Россия, лета, Лорелея». Многих великих русских поэтов, таких как А. С. Пушкин или К. Н. Батюшков, он относил именно к «эллинской линии» и безмерно любил и уважал их за это.

А я пою вино времен —
Источник речи италийской,
И в колыбели праарийской
Славянский и германский лен!

В своих стихах он много рассуждает о поэзии и о роли поэта, его творчества в жизни общества. Эта тема плавно сливается с мотивом творчества в современной русской поэзии. Судьба поэта, по мнению Мандельштама, всегда оказывается трагической.

Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
Свинцовой палочкой молочной,
Здесь созревает черновик
Учеников воды проточной.

В 20-30-х годах XX века в силу грозных и трагических событий, происходящих з России, в творчестве Осипа Эмильевича все громче и громче зазвучало социальное начало. Поэт не приемлет авторитаризма и подавления свободы личности новой властью. Доходит до того, что поэт открыто стал выступать против жестоких законов Советского государства. В 1930 году Мандельштам создал стихотворение «Четвертая проза», в котором он раскрывает несправедливости, творящиеся при новом режиме. Три года спустя появилось еще более негодующее стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны», которое по праву воспринимается в качестве эпиграммы на Сталина:

А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

Безусловно, новая власть не могла простить подобного отношения к Советской действительности, а главное к вождю. Стихи Мандельштама были запрещены, а самого его арестовали в 1934 году. Поэта отправили в ссылку на Северный Урал, где у него развивается душевная болезнь. Дело в том, что ожидание смерти и неожиданно мягкий приговор подкосили психическое равновесие Осипа Эмильевича. Он вдруг начал создавать произведения, в которых звучит прославление Советской власти, хотя многие литературоведы, да и он сам списывают это исключительно на его душевное расстройство. После ссылки поэт около года «как в страшном сне», по мнению Ахматовой, прожил в окрестностях Москвы.

 

В 1938 году Мандельштама арестовали вновь «за контрреволюционную деятельность». Его приговорили к отбыванию срока на Колыме, однако поэт скончался по дороге. Более двадцати лет его творчество находилось под запретом в СССР, однако стихи Осипа Эмильевича все же дошли до читателей, более того, проникли в души и навсегда обессмертили имя поэта:

 

Народу нужен стих таинственно-родной,

Чтоб от него он вечно просыпался

И льнянокудрою, каштановой волной —

Его звучаньем — умывался. 

Печать Просмотров: 7698